Сусанинский филиал Костромского музея-заповедника: второе рождение
02.09.2025
29 августа 2025 года Сусанинский филиал Костромского музея-заповедника открылся в новом формате. Музей, история которого насчитывает более полувека, сейчас переживает второе рождение.
В основе создания Сусанинского краеведческого музея — образ народного героя Ивана Сусанина. Именно вокруг этой фигуры в 1950-х годах начинало формироваться музейное собрание. Официальное открытие состоялось в январе 1967 года.
Музей, изначально размещавшийся в купеческом особняке, позже переехал в Воскресенскую церковь — памятник архитектуры XVII века, широко известный благодаря картине Алексея Саврасова «Грачи прилетели». В 2022 году культовое здание передано Костромской Епархии Русской Православной церкви.
В августе 2025 года Сусанинский филиал Костромского музея-заповедника открывается в новом здании. Это объект культурного наследия регионального значения «Жилой дом Божедомова». В ходе масштабной реставрации двухэтажного купеческого особняка на ул. Крупской оборудовано 5 залов для постоянных экспозиций, а также зал для временных выставок.
Образы Ивана Сусанина и саврасовских «Грачей», бывшие центральными темами прежней экспозиции наряду с историей рода Романовых, сохранились. При этом наполнение музея существенно расширилось — с точки зрения смыслов, информации и представленных экспонатов. Всё это сопровождается техническими новшествами и современными интерактивными элементами — решений подобного уровня нет ни в одном из музеев региона.
Постоянная экспозиция последовательно рассказывает о природе края, археологии, истории, культуре и быте Сусанинского края. В зале, посвящённом природе, в диорамах, на стендах и в витринах «обитают» представители местной флоры и фауны, в том числе краснокнижные обитатели Исуповского болота.
Отдельный зал посвящён сельскому хозяйству, занятиям, промыслам и быту крестьян села Молвитино (так раньше называлось Сусанино). Земледелие здесь было не слишком развито из-за особенностей ландшафта — лесного и болотного. Зато активно развивалось животноводство, добыча железной руды, шапошный промысел, вышивка полушубков, малярные и гончарные работы, в том числе знаменитая Петровская игрушка.
Важную роль играло животноводство. Так, в XIX веке в Молвитино была одна из крупнейших в губернии конных ярмарок. Ещё одно знаковое направление — сыроделие. Появление племенных коров вывело развитие этого продукта на новый уровень, и от крестьянского «сырного творога» молвитинцы переходили к производству сыров твёрдых сортов.
Наглядно представлен в музее традиционный способ добычи железной руды, который был распространён до конца XIX века. Можно рассмотреть глиняный горн, а на мультимедиаэкране транслируется фильм: археологи Костромского музея-заповедника провели реконструкцию традиционного способа и показали в деталях, как выплавить железо.
Молвитино было одним из ведущих центров шапочного дела на Руси. Промысел развивался с XVII века, когда царь Алексей Михайлович повелел наладить пошив шапок для русского войска. Головные уборы шили, прежде всего, из белок — из-за обилия этих животных в местных лесах. Позже ассортимент материалов и фасонов расширялся, мастера приобрели широкую известность, развивался отхожий промысел: мастера уходили делать шапки далеко за пределы родного края, а некоторые открывали собственные мастерские в крупных городах. Сейчас в музее можно увидеть «громотуху» — машинку для пошива шапок, получившую название из-за оглушительного шума, который она издаёт при работе.
Как и шапошники, пользовались спросом молвитинские маляры. Так называли мастеров, которые выполняли работы по росписи домов, интерьера, мебели. Они занимались отхожим малярным промыслом практически по всей стране, от Санкт-Петербурга до Сибири.
Отдельного внимания заслуживают истории местных дворянских родов. В частности, это рассказ о Пановых, владевших усадьбой Королятино, и о Борщёвых — особняк, который и сейчас украшает Сусанинскую площадь Костромы, бывший одной из крупнейших усадеб в городе первой четверти XIX века, принадлежал генерал-лейтенанту Семёну Борщёву.
Акцентные точки в обновлённом музее остаются прежними. Это образ Ивана Сусанина и картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели».
Главный зал посвящён Смутному времени и образу Ивана Сусанина. В диораме запечатлён момент подвига народного героя. В интерактивной витрине представлены находки, обнаруженные на месте Исуповского некрополя, формировавшегося с XIV-XV веков. В музее можно проследить за тем, как менялся образ Ивана Сусанина в трудах историков, в российском и мировом искусстве и в современной культуре.
Тема подвига, начинаясь от героической жертвы Ивана Сусанина, развивается в рассказ о судьбах его земляков в разные годы. Представлены ветераны Великой Отечественой войны, Афганистана, войн на Северном Кавказе, специальной военной операции.
С этими краями связано из одно из важнейших художественных произведений русского изобразительного искусства, вершина творчества Алексея Саврасова — картина «Грачи прилетели». В марте 1871 года Саврасов пишет этюды в селе Молвитино: именно здесь он находит мотив, который лёг в основу произведения. Сейчас в Сусанинском филиале Костромского музея-заповедника представлена копия знаменитого полотна, а мультимедийные ресурсы раскрывают его художественные особенности.
В зале временных выставок первой стала экспозиция, представляющая авторов-членов Костромского отделения Союза художников России, и знаменитую Петровскую игрушку, рождённую здесь же, на Сусанинской земле.
Музей предлагает посетителям:
1. Пешеходные и автобусные экскурсии:
- посещение мест, связанных с подвигом Ивана Сусанина (Исуповское болото, деревни Деревеньки и Домнино);
- городские экскурсии по посёлку Сусанино и истории края.
2. Лекции и мастер-классы.
3. Мероприятия по программе «Пушкинская карта».
Режим работы Сусанинского филиала Костромского музея-заповедника:
ежедневно – с 10:00 до 18:00, понедельник – выходной.
Касса закрывается за 30 минут до окончания работы музея.
Адрес:157080, Костромская обл., пос. Сусанино, ул. Крупской, д. 31.
Телефон: 8 (49434) 9-05-20.
e-mail: susanino@kosmuseum.ru.